Александр Белкин. Кольца жизни. - Новокузнецк: Союз писателей, 2015. - 72 с.

Книга в серии «Восторг души». Стихотворения разных лет. Поэт Александр Белкин (г. Санкт-Петербург) размышляет о добре и зле - в природе, в человеке, о смысле жизни, о ее истинных и спорных ценностях. Искреннее восхищение окружающим миром сменяется в сборнике не менее искренним возмущением деятельностью человека - разрушительной и далеко не всегда оправданной, «человечьим безбожным ликом».

Для широкого круга читателей, в равной степени любящих поэзию и природу, задумывающихся о будущем, о гармонизации отношений человечества и планеты Земля.

 

* * *

«Природа-мать, прости меня, прости…»

 

Воздействие человечества на природу в последнее время стало особенно заметным: так называемая «индустрия комфорта» вкупе с неуемной «жаждой прогресса» делают свое сомнительное дело, наращивая мощности, увеличивая производственные базы и, тем самым, масштабно уничтожая земные ресурсы, необходимые для самой жизни. Над красивыми экономическими формулировками и чьими-то локальными выгодами - все больше концентрируется смог экологических проблем, затрагивающих уже каждого жителя планеты. Под вопросом – будущее ближайших поколений…

Может ли не болеть у современного поэта сердце, может ли не саднить у него тревогой душу, когда он видит, что вокруг творится, вернее – вытворяется? Не может. Неспокойно сердце поэта, напряжена его душа.

Это книга на грани шепота и крика.

В первом же стихотворении автор доносит до читателя основные свои мысли, развивая и дополняя их в дальнейшем:

 

Природа прославляет

Творца, а не ловца…

 

И человек в ответе

За все свои дела.

 

В этом же стихотворении применительно к природе фигурирует понятие «жизнесмерть», которое еще встретится в книге, и с которым соотносится целый пласт размышлений автора – от изучения «методом лирики» самой сути земного устройства, до призыва человечества к разуму, совести и естеству, без чего ранее указанное сложное понятие рискует лишиться первой составляющей, но проще от этого никому не станет. И порой в данных размышлениях автор как раз срывается на искренний «крик».

Но озвучена книга и ласковым, непосредственным «шепотом» восхищения – восхищения могуществом, красотой, тайнами природы.

 

Посветлело. Разлилось лучами.

Разнеслось алмазами огней.

Мир родимый новыми очами

Смотрит и добрее, и нежней.

 

Снова и снова «врывается» в описание великого мира – далекий от совершенства  человек.

 

Вдруг разрыв. И пил визжанье.

Их надрывный рёв и стон.

И предсмертное дрожанье

Величавых леса крон.

 

Однако человек человеку – друг. Даже если один человек не понимает другого – в поступках и стремлениях. Если углубиться в мысль – человечество обязано «подружиться с самим собой». Что-то сопоставить из пройденного, достигнутого и потерянного. Что-то прекратить. Что-то изменить. Не продолжая разрушать себя и природу – а совершенствуясь и беря у природы пример. Потому что природа не обманывает, потому что ее саму не обманешь. «Нерв», оголенный пониманием, острым осознанием этой истины, проходит нитью от произведения к произведению, определяя их содержание, эмоции, форму, философскую насыщенность.

 

Развоплощённость - воплотись!

Оденься в новые одежды

И в мир заснувший возврати

Дух истый, радость и надежду...

 

Тогда всезрячий вдруг замрёт,

Ослепнув от сплошного света,-

Глухонемой - глас обретёт,

Услышав тихий стон поэта...

 

...

 

И я боюсь желанья человека

В генетику въедаться червяком,

И монстров порождать, и мир коверкать,

И звать лавину бед, как снежный ком...

 

...

 

Бунтует грозная стихия,

И ропщут мудрые леса…

По мирозданью колесят,

Всеобщей гибелью грозя,

Душетрясения людские...

 

...

 

Спираль времён нас не обманет.

Но всё живое береги,

Не то исчезнем мы в тумане

Небытия - друзья-враги...

 

Примечательно, что автор книги – представитель питерской литературной прослойки, «один из Питера сынов» (Северной столице России, конечно же, посвящающий особые строки). Город на Неве строился почти «из ничего», по велению царя-реформатора, но строился как «окно в мир»… Пожалуй, здесь можно провести параллели и со всей историей человечества – стремящегося к развитию, мало с чем считающегося на этом пути, но, возможно, способного переосмыслить ценности настоящего и будущего, не брать от природы лишнего, удовольствоваться и без того щедрыми ее дарами, «окультуриться», наконец.

 

Природа-мать, прости меня, прости…

Я знаю: можешь  смять меня в горсти

 

Лирика Александра Белкина не претендует, вероятно, на идеал стихосложения. Но, будучи достаточно крепкой, она обладает важнейшим качеством: своевременность.

 

Владимир Ильичев (Сквер)